Протечка автомобильного радиатора – ситуация, требующая проведения ремонта в сжатые сроки. Обычно причиной проблемы становится износ металла, к которому приводят постоянные смены температур в охлаждающей системе. Для устранения течи можно применять специальный герметик для радиатора. Он идеально подходит, если пробоина имеет небольшой размер, а ближайший автосервис далеко.
История появления герметиков
До того, как был произведен первый специализированный состав для ремонта течи радиатора, автовладельцам приходилось быть более изобретательными. Чтобы избавиться от пробоины, в систему добавляли табак или горчицу. Например, такой метод широко практиковался во времена афганской войны. Если насыпать внутрь горчицы, влить воды, можно было проехать минимум 300 км, чего обычно хватало для достижения пункта техобслуживания.
Минус у «горчичного» ремонта был существенный: приходилось менять радиатор, ведь полностью промыть соты от желтого осадка было нереально. Постепенно химическая промышленность стала выпускать составы, которые больше подходили для устранения течи и являлись менее опасными – герметики.
Назначение и совместимость
Все герметики для радиаторов имеют лишь одно предназначение – заклеивание микротрещин в системе охлаждения. Они герметизируют элементы системы, зоны пропайки, стыков. Кроме восстановления целостности радиатора, герметики устраняют течь через прокладку термостата, помпу, шланги, трубки, улучшают уплотнение крана. Качественные герметики являются бензостойкими, подходят для всех металлов и пластика, совмещаются с водой, антифризом, тосолом.
В продаже есть металлогерметики – их можно применять как для ремонта системы охлаждения, так и для устранения проблем в цилиндрах двигателя, отопителях салона. Такие средства разрешается добавлять только в воду – в антифризе они не работают, но после отверждения внутрь охладительной системы вливается абсолютно любая жидкость.
Еще один тип герметиков – металлокерамические составы. Они широко применяются профессионалами в автомастерских, подходят для ликвидации крупных повреждений. Керамические волокна обеспечивают повышенную прочность, поэтому после ремонта автомобиль проработает довольно долго, и с заменой радиатора можно будет повременить.
Форма выпуска и артикулы
Герметики производятся в следующих формах с соответствующей маркировкой:
Наименование | Артикул | Объем, мл |
---|---|---|
Стандартный герметик для системы охлаждения | HG9025 | 325 |
HG9029 | 444 | |
Металлогерметик для системы охлаждения | HG9072 | 946 |
HG9037 | 325 | |
Монофазный металлогерметик для радиатора | HG9048 | 236 |
Металлокерамический герметик против течей в охладительной системе | HG9043 | 444 |
Металлокерамический герметик для ремонта системы охлаждения | HG9041 | 325 |
Действие герметиков
Стоит ли заливать в систему герметики, надежны ли они? Подобные составы имеют уникальный способ применения: при попадании в трещинку и контакте с жидкостью внутри бачка они начинают застывать, обретая форму пробки. Такая «заплатка» не растворяется, не растекается, поэтому протечка жидкости ликвидируется.
Герметики после полимеризации не подвержены отрицательному воздействию температурных перепадов, вибрации, они работают не хуже сварных швов. Если рассматривать металлокерамический герметик, то при контакте с воздухом он немного расширяется, к тому же является очень прочным. Это помогает составу надежно устранять даже сильные течи.
Виды герметиков для радиатора
Для ремонта охлаждающей системы не подходят обычные силиконовые герметики, которые применяются в сантехнических работах. Тут используются специализированные средства, которые делятся на такие группы:
- Порошковые. Имеют самую низкую стоимость, обычно выпускаются в небольших упаковках для разового внесения. Предназначены для устранения мелких дефектов (до 1 мм). Порошковые герметики имеют существенный недостаток – они приводят к появлению осадка в радиаторе, а также засоряют систему на всей ее протяженности.
- Жидкие. Более дорогие средства, нередко имеющие в составе металлические частицы. Их применяют для ремонта охладительной системы при наличии небольших и средних течей. Герметики остаются в антифризе и выводятся только при его замене.
- Полимерные. Разновидность жидких герметиков, имеющая современный состав с полимерными частицами. Последние проникают в трещины, надежно заклеивая их. Герметики этой группы подходят для ремонта крупных течей.
Рейтинг герметиков для радиатора
Как выбрать лучший герметик системы охлаждения? По мнению пользователей и автомастеров, экономить не стоит, рекомендуется выбрать средство из списка самых качественных от надежных производителей. У ряда герметиков, несмотря на известность, есть отрицательные свойства, которые тоже надо учесть.
BBF Супер
Данный радиаторный герметик лидирует во многих рейтингах. Он быстро закупоривает трещинки в охладительной системе, после нанесения всего за 20 секунд формируется прочный шов. Последний представляет собой полимерную пробку, не выпускающую антифриз из системы. Средство подходит для таких материалов:
- сталь,
- чугун,
- пластик,
- титан,
- алюминий,
- резина,
- сплавы.
Герметик для радиатора автомобиля наносится после остывания двигателя удобным способом: он доливается в расширительный бачок или сам радиатор. После запуска мотора мелкие отверстия закроются высохшим средством, при этом остаточные отложения появляются в минимальном количестве.
Liqui Moly Kuhler Dichter
Это еще один жидкий герметик, которым можно отремонтировать радиатор при наличии небольших и средних повреждений. С его помощью реально защитить двигатель от попадания охлаждающей жидкости. Герметик подходит только для алюминия и пластика, а также систем, в которых действуют водяные фильтры.
Средство имеет ряд особенностей в применении. Если большинством герметиков надо пользоваться, когда перестала греть печка, то Liqui Moly Kuhler Dichter должен заливаться при включенной печи. Двигатель во время применения состава также обязан работать на холостом ходу не менее 10 минут. Герметик очень быстро и качественно заделывает отверстия, убирает течь, но имеет минус – приводит к появлению осадочного порошка.
K-Seal
Указанный герметик для системы охлаждения двигателя имеет менее высокие оценки пользователей по скорости отверждения. Ему нужно не меньше 75 секунд для заделки трещинки размером 0,3 мм. Найти его можно далеко не в каждом автомобильном магазине, к тому же цена является довольно высокой.
В составе средства присутствует медная пудра, вкупе с полимерами формирующая прочную «заплатку» в месте течи. Герметик можно использовать без опасения: порошкового осадка после застывания не выпадает, он не разъедает элементы системы охлаждения и двигателя, подходит для всех видов антифриза, тосола.
Hi-Gear Radiator Stop Leak
Средство предназначено для работы с алюминиевыми, медными, резиновыми, пластиковыми элементами, годится для ремонта системы охлаждения. Hi-Gear Radiator Stop Leak применяется как для добавления в антифриз, так и в обычную воду. Герметик используют стандартным образом: вливают в радиатор непосредственно в охлаждающую жидкость, затем запускают двигатель на 5-7 минут.
К сожалению, герметик HG имеет ряд минусов:
- потребность в промывке радиатора из-за появления осадка,
- нестабильность химических реакций, которые сильно зависят от внешних факторов, неравномерность заклеивания трещин,
- низкая эффективность на дырах среднего и большого размера.
Gunk Radiator Sealer Super
Этот эффективный герметик в форме коричневой густой эмульсии характеризуется высокой скоростью отверждения внутри охладительной системы. Перед заливкой средство важно тщательно взболтать, в противном случае оно может расслаиваться и работать менее результативно. Герметик годится для экстренного ремонта, одинаково быстро заделывает трещины разного размера.
К минусам можно отнести наличие большого количества отложений после применения, что плохо сказывается на старых, сильно забитых радиаторах. Из-за присутствия некоторых веществ в составе данный герметик вреден для человека. Работать с ним надо предельно осторожно, не допуская попадания на кожу, в рот, глаза!
Fill Inn
Герметик Filin профессионалы используют редко из-за длительности времени формирования пробки внутри радиатора. К тому же, он годится только для самых мелких трещинок (менее миллиметра) и дает большое количество осадочных отложений. Для многих пользователей определяющей является низкая цена материала, а также безопасность для всех охладительных систем, совместимость с любыми жидкостями, поэтому данный герметик востребован.
Прочие виды герметиков
Если указанных средств в магазине не оказалось, можно обратить внимание на следующие герметизирующие составы:
- Lavr «Стоп-течь». Используется в любых системах охлаждения, не забивает радиаторы, устраняет дефекты патрубков, термостата и иных элементов, не повреждает помпу.
- Abro Stop Leak. Сухой герметик, может применяться для устранения течи и в профилактических целях. Инструкция указывает, что его нужно всыпать в радиатор, а после включить двигатель, как это делается при работе с жидкими герметиками.
- Runway. Заделывает преимущественно мелкие трещинки, застывает достаточно быстро, позволяет не менять антифриз полностью, а просто долить его в радиатор.
- «Гера Авто». Порошковый герметик в небольшой упаковке по минимальной цене. Подходит для любых охлажденных жидкостей, не вызывает коррозии.
- «Тритон». Отличный герметик, объема которого хватает на 8 литров жидкости. Застывает довольно быстро – за несколько минут.
- Sintec. Имеет минимальный расход, недорогой, но способен забивать радиаторы на старых машинах.
Плюсы и минусы использования герметиков
Автомобильные герметики для радиаторов имеют явные достоинства, и самое важное из них – возможность доехать до ремонтной мастерской, сохранив мотор от перегрева. Они идеально подходят в качестве экстренной меры, когда нет возможности вызвать эвакуатор. Мазать стенки радиатора герметиками не нужно, их просто вливают в систему, что очень быстро и удобно.
Тем не менее, герметик – только временное решение. Любое средство в разной степени засоряет систему, снижает эффективность ее работы, уменьшает срок службы узлов. Поэтому нужно как можно раньше провести промывку радиатора, чтобы удалить остатки герметика и осадок. Это в любом случае дешевле замены деталей двигателя, которую придется делать после его перегрева. Еще один минус – невозможность устранить слишком крупные пробоины: в некоторых случаях приходится сразу производить механический ремонт.
Как промыть радиатор от герметика
Чтобы избавиться от налета, который способен образоваться на внутренних поверхностях охладительной системы, нужно провести промывку радиатора. Для этой цели используются специальные средства, как народные, так и заводские. К первым относятся уксус, лимонная кислота, молочная сыворотка, каустическая сода. Среди профессиональных применяются средства марок Hi-Gear, Lavr, Liqui Moly, которые более эффективно очищают радиатор. Нужно помнить, что при качественной очистке герметичные «заплатки» тоже удаляются, поэтому система подлежит полноценному ремонту.
Возможные проблемы
Случается, что герметик оказывается низкопробным либо вовсе поддельным, поэтому вместо заделывания трещины можно получить:
- забивание тонких труб радиатора,
- нарушение охлаждения двигателя, его перегрузку и поломку,
- засорение печки радиатора, нарушение отопления салона,
- выход из строя помпы, термостата.
Чтобы этого не случилось, нужно приобретать герметизирующие составы надежных производителей, предварительно консультируясь с продавцом, а также применять их строго согласно инструкции. Это поможет временно решить проблему течи радиатора и без последствий добраться до ремонтной мастерской.