Во время любого косметического ремонта или после замены системы отопления возникает необходимость в покраске батарей. Обычные лаки и эмали здесь не подходят, ведь при нагреве в отопительный сезон возможно растрескивание декоративного покрытия. Здесь нужна специальная краска для батарей с жаропрочностью, определяемой ГОСТом. Какой краситель лучше выбрать и как его правильно наносить?
Раньше для покраски систем отопления использовались те же эмали, которыми красили пол или окно. Срок службы такого покрытия был недолгим из-за воздействия высоких температур, да и металл от коррозии оно защищало плохо. Сейчас лакокрасочными заводами выпускается специальная жаростойкая краска для радиаторов, соответствующая нужным требованиям.
В процессе окрашивания большинство красок издают неприятный запах. Связано это с тем, что в таких лакокрасочных материалах присутствуют органические растворители. Тем не менее, на рынке представлены и краски, лишенные резких запахов. Краска для батарей отопления без запаха — это, как правило, состав на водной основе.
Выбор краски без запаха
Существует два типа красок на основе воды:
- водоэмульсионные (жидкий полимер в жидком растворителе),
- водно-дисперсионные (твердый полимер в жидком растворителе).
Также обретают все большую популярность молотковые краски. Для них свойственно отсутствие резкого запаха, несмотря на наличие в составе органического фирменного растворителя.
Лакокрасочный состав для окрашивания радиаторов или сантехнических труб должен отвечать определенным базовым требованиям:
- устойчивости к повышенным температурам,
- повышенной стойкости к воздействиям механического характера,
- способности противостоять агрессивным жидкостям при очистке поверхности,
- хорошим водоотталкивающим качествам.
Также желательно, чтобы краска не издавала неприятных запахов при ее нанесении и в ходе эксплуатации окрашенной поверхности.
Отсутствием резких запахов отличаются следующие виды красок:
- акриловые,
- молотковые.
Для алюминиевых радиаторов, если возникает необходимость в их окрашивании, лучше использовать автоэмали в баллончиках. Автоэмали отлично ложатся на алюминиевую поверхность, обладают большой жаропрочностью и теплопроводностью.
Акриловые краски
Кроме отсутствия неприятных запахов, лакокрасочные акриловые составы на основе воды отличаются множеством преимуществ:
- долговечностью, устойчивостью к износу,
- пожаробезопасностью,
- хорошей покрывающей способностью и незначительным расходом,
- быстротой высыхания,
- легкостью и безопасностью нанесения,
- смываемостью невысохшего состава,
- красивым глянцевым видом,
- высокой устойчивостью к влаге.
Недостатки акриловых красок:
- незначительная адгезия при отсутствии грунта,
- некоторые виды красок сильно меняют свои качества за время высыхания (цвет, глянцевость).
Обратите внимание! Если акриловая краска базируется не на водной основе, а на органическом растворителе, неприятного запаха при нанесении лакокрасочного материала и его высыхании не избежать.
Молотковые краски
Молотковые ЛКМ относятся к декоративным эмалям, при нанесении которых образуются шероховатые рельефные поверхности. Внешне окрашенная поверхность напоминает чеканку, полученную в результате ударов молотка по материалу.
При изготовлении молотковых ЛКМ применяются акрилаты, эпоксидные смолы, алкиды, силикон и стирол. Также в состав молотковых смесей входит мелкофракционное стекло, алюминиевая пудра и металлические пигменты.
Благодаря своему составу, молотковые смеси отличаются широким набором положительных свойств:
- отсутствием сильного запаха,
- устойчивостью окрашенной поверхности к высоким температурам (до 80 градусов и выше),
- отличной адгезией,
- высокой устойчивостью к внешним воздействиям (влажности, механическим нагрузкам),
- высокой плотностью ЛКМ, следствием чего является повышенная стойкость к коррозийным процессам,
- быстрым высыханием,
- разнообразием цветовой палитры,
- устойчивостью цвета,
- грязеотталкивающими качествами,
- окрашивать можно даже по ржавчине без предварительной зачистки поверхности.
Основной недостаток молотковых смесей — высокая стоимость.
Нерекомендуемые виды красок
Неприятные запахи издают следующие виды красок:
- Алкидные. В лакокрасочных материалах на основе алкидов в качестве растворителя применяется органика, поэтому для таких составов характерен неприятный запах. Причем запах выделяется не только при высыхании, но и под влиянием повышенной температуры воздуха.
- Масляные. Не существует масляных составов без резкого запаха. Некоторым компаниям-производителям удается сделать этот запах слегка менее сильным, но и не более того.
- Силикатные. Этот вид красок специально рассчитан на высокие температуры. Однако запах выветривается очень долго. Ими можно красить трубы и радиаторы в строящихся домах.
- Серебрянка. В ее составе присутствуют нефтепродукты, а потому запахов не избежать.
Окрашивание акриловым составом
Работа по окрашиванию радиаторов состоит из двух этапов: подготовки и нанесения краски.
Подготовительные мероприятия
Чтобы нанесенное покрытие сохраняло свои свойства как можно дольше, необходимо тщательно подготовить поверхность. Причем подготовка обычно занимает больше времени, чем нанесение краски.
Инструкция по подготовке поверхности:
- Удаляем грязь и пыль с помощью влажной тряпки.
- Снимаем старое покрытие. Сделать это можно, используя металлическую щетку или химический растворитель.
- Для удаления остатков ЛКМ наносим на очищенную поверхность смывочный раствор. Оборачиваем батарею в пленку на пару часов. Убираем остатки лакокрасочного покрытия при помощи шпателя.
- Выравниваем поверхность с помощью наждачки.
- Наносим грунтовку. Лучше всего отдать предпочтение антикоррозийному составу.
Этапы покраски радиатора отопления
Окрашивание
Когда грунтовка высохнет, можно приступать к нанесению краски. Ниже приведена последовательность действий:
- Покрываем пол пленкой, тряпками или бумагой, чтобы защитить его от случайного попадания ЛКМ.
- При окрашивании используем две кисточки — одна из них прямой формы, а другая — изогнутой (для труднодоступных участков).
- Наносим краску от верха радиатора к низу. Начинаем красить с труднодоступных мест, постепенно переходя к внешней части батареи.
- После высыхания первого слоя (время указывается производителем на упаковке) наносим второй.
Несколько полезных советов
- В процессе покраски и высыхания радиаторы и трубы должны быть холодными. В противном случае краска высохнет неровно. Исходя из этого требования, лучше всего проводить окрашивание до отопительного сезона. Если же работы осуществляются в холодное время года, можно попросить работников ЖЭКа временно перекрыть подачу горячей воды.
- На рынке имеются специальные составы, которые можно наносить даже на горячие поверхности (например, огнезащитные смеси). Однако цены на такие ЛКМ заметно выше обычных.
- Самый быстрый способ нанесения краски — с помощью распылителя. Однако этот вариант чреват попаданием ЛКМ на нежелательные места. Поэтому использовать пульверизатор рекомендуется в ситуациях, когда находящиеся поблизости поверхности еще только предстоит отделывать.
- Если речь идет об окрашивании электрических радиаторов, рекомендуется применять электропроводную краску Zinga. Этот состав отличатся прекрасными характеристиками, а также предохраняет от случайного удара током при поломке радиатора.
- Не следует наносить слишком много краски, если планируются дополнительные слои. Такой подход позволит предотвратить образование потеков и неравномерное высыхание.
Окрашивание молотковым составом
Подготовительные работы:
- Если на радиаторе имеются следы смазки, удаляем их при помощи растворителя (сольвента или Уайт-спирита). После этого дополнительно протираем поверхность ацетоном.
- Обрабатываем материал наждачкой или металлической щеткой. Это улучшит адгезивные качества металла.
- Молотковый состав можно наносить на любой тип лакокрасочных покрытий (исключение составляют порошковые и битумсодержащие ЛКМ). Однако явно отслаивающуюся краску удаляем, а после этого отмываем поверхность стиральным порошком.
- Промываем поверхность чистой водой и даем металлу хорошо высохнуть.
- Хотя молотковые составы можно наносить на металл, подвергшийся коррозии, слишком рыхлую ржавчину удаляем при помощи металлической щетки.
Окрашивание
Наносить молотковую смесь можно при температуре в пределах от 10 до 25 градусов выше нуля. Максимально допустимая влажность воздуха не более 85%. Наносить краску следует при помощи кисточки, валика или баллончика.
Обратите внимание! Толщина слоя должна составлять не менее 100 микрон. Такой слой обеспечит надежную защиту от коррозии.
При окрашивании кисточкой понадобится 2-3 слоя краски. Особое внимание следует уделять нанесению краски по уголкам и кромкам радиатора, поскольку именно эти места больше всего подвержены ржавлению железа. Если поверхность отличается сложным рельефом, радиатор желательно переместить в горизонтальное положение, а количество слоев увеличить до 3-4.
Валиком удобнее и быстрее обрабатывать большие и ровные поверхности. Рекомендуется использовать короткошерстный меховой или шерстяной валик.
Окрашивание при помощи аэрозольного баллончика рекомендуется только для обработки небольших по площади поверхностей, когда нужно закрасить какой-либо дефект. Если окрашивать из распылителя весь радиатор, велик риск испачкать помещение.
До начала работ баллончик следует встряхивать на протяжении 3 минут, до тех пор, пока не послышится стук, напоминающий звук от ударов шарика.
Рекомендуется наносить 3-4 слоя краски, поскольку контролировать расход лакокрасочного материала в случае с распылителем затруднительно. Оптимально расстояние от баллончика до обрабатываемой поверхности — 15-20 сантиметров. Уже спустя 2-3 минуты после нанесения первого слоя, можно наносить второй. Однако третий и четвертый слои можно наносить лишь спустя 15-20 минут после нанесения предыдущего.
Окрашивание батарей, как и любая другая строительная операция, требует ответственного отношения. Если нет уверенности в собственных силах или имеются сомнения касательно выбора эмали, всегда можно обратиться за помощью к профессионалам. Хотя в целом окрашивание отопительных приборов не считается сложной работой и может быть выполнено самостоятельно даже не имеющим опыта человеком.