Во время ремонта обязательно придется что-нибудь красить. Хочется сделать это быстро и качественно. Самый эффективный вариант — использовать краскопульт. Купить его несложно, но серьезный фирменный стоит дорого, а дешевый недолговечен. Проще сэкономить средства и собрать его самостоятельно, из знакомой всем бытовой техники — пылесоса.
Принцип работы воздушного краскораспылителя
Первые окрасочные пистолеты — прообразы современных — изобрели ближе к концу XIX века. Это были распылители, работавшие с помощью воздуха. Он подхватывал жидкость и под давлением вытеснял ее из сопла. Краска в этих условиях распылялась на капельки. С тех пор краскораспылители стали совершеннее и эффективнее, но принцип действия остался прежним.
Схема работы насадки-распылителя для пылесоса
Любому пульверизатору необходим источник воздуха, чтобы сжать его и собственно выполнить свою функцию. Воздушный поток нагнетается с помощью компрессора, бензинового или электрического. Большие профессиональные устройства работают благодаря компрессорам серьезных размеров и объемным ресиверам (от 25 до 50 л). Такие агрегаты являются полустационарными. Электрические краскораспылители более компактны за счет меньших размеров нагнетателя.
Если вы хотите сделать краскопульт самостоятельно, лучше иметь в виду второй вариант с более низким давлением.
Конструкция современного пульверизатора из пластика предполагает наличие корпуса, оснащенного курком, иглы, форсунки (также называемой соплом), головки для распыления и емкости для жидкости. Нажатием курка вы сдвигаете иглу, чтоб ее наконечник-конус открывал отверстие для выхода краски из форсунки. В комплекте с баком идут две трубки: одна, покороче, воздушная, другая, подлиннее, всасывает смесь. Оказавшись в устройстве, поток воздуха (его часть) способствует повышению давления внутри емкости и выталкиванию жидкости вверх по длинной трубке. Если не нажать на курок, то есть перекрыть выходное отверстие, давление станет расти, пока не добьется движения предохранительного клапана. Если такового нет, устройство разгерметизируется, и окрашено будет не то, что нужно.
Устройство профессионального воздушного краскораспылителя
Краску подхватывает оставшаяся часть воздушного потока и выталкивает ее из сопла. К тому же некоторая часть потока, попадая в каналы распыляющей головки, с силой выходит из нее, дробя вещество на мельчайшие частицы-капельки.
Сконструировать профессиональный прибор в бытовых условиях нереально. Но есть возможность собрать упрощенный вариант краскораспылителя.
Виды краскораспылителей
Устройства фабричного производства разделяют по различным признакам. Бывают:
- обеспечивающие как высокое, так и пониженное давление,
- автоматические и предназначенные для работы вручную,
- с баком снизу и сверху,
- безвоздушные и устройства принудительной подачи воздушного потока.
По качеству работы различают профессиональные приборы и полупрофессиональные.
Краскораспылитель с низким давлением больше всего напоминает по рабочим характеристикам самоделку (обычный бытовой прибор не обеспечивает высокого давления). В продаже еще бывают серийные варианты краскораспылителей, созданных для применения с пылесосом.
Какой пылесос использовать
Главная характеристика нагнетателя — мощность, от нее косвенно зависит напор потока. Если сила всасывания невелика, выдув также будет слабым. При отсутствии канал выдува придется создать его, загерметизировав все отверстия и оставив лишь одно, куда подсоединяется шланг.
Существуют приборы, где воздухоотвод предусмотрен конструкцией. Выходное отверстие есть у старых моделей из СССР («Ракета», «Урал», «Чайка»). Если у вас сохранился такой артефакт, можно использовать его. Современные аппараты, как правило, не оснащены воздухоотводом, но иногда он все же встречается — например, у «Самсунга» SC4140. Выдувать могут строительные пылесосы, у них напор весьма мощный.
Делаем краскопульт своими руками
Прежде чем взяться за самостоятельное производство краскораспылителя, потребуется подготовить исходный аппарат. Также соберите все необходимые детали и инструменты, чтобы они были под рукой.
Подготовка пылесоса
Прежде всего, снимите пылесборники, имеющиеся в устройстве — все, что накапливает и задерживает пыль. Особенно это касается фильтров. Прочие детали тщательно вымойте и перед началом процесса сборки минимизируйте попадание пыли на них. Заранее проведите влажную уборку в помещении, где будет производиться сборка.
Необходимые детали и инструменты
Для создания краскопульта вам потребуются:
- сам аппарат, работающий источником давления (пылесос со шлангом),
- ресивер (можно использовать резиновую камеру — автомобильную или от мяча),
- емкость для лакокрасочных жидкостей нужного вам объема,
- клапан редукционный,
- любой из подходящих материалов для крепежа.
Процесс изготовления
Чтобы изменить в старом пылесосе направление тяги, требуется принудить его двигатель вращаться в обратную сторону, тогда движение потока воздуха изменится. Попробуйте переполюсовать клеммы, ведущие на ротор и статор. Но сила обратной тяги все равно будет зависеть от конструкции лопастей крыльчатки. Если они асимметричные, то обратная тяга станет значительно слабее исходной, стандартной. По возможности лучше заменить крыльчатку на другую, с симметричными лопастями.
Далее следует обеспечить постоянное давление с помощью ресивера. Принцип самодельного распылителя тот же, что у фабричного: лакокрасочные материалы распыляются из емкости, куда предварительно залиты, через сопло.
Обязателен редукционный клапан, так как он отвечает за пропускную способность распылителя.
Если у старой модели отсутствует специальное гнездо, предназначенное для подключения шланга, его можно создать самостоятельно. Есть два способа:
- Все отверстия, выводящие воздух, загерметизируйте (используйте любой подходящий материал: монтажную пену, термоклей, эпоксидную смолу). По месту расположения выдува вырежьте отверстие такого же диаметра, как внутри у имеющегося шланга. Подберите кусок трубы из ПВХ подходящего размера, вставьте в отверстие и крепко приклейте. Рассчитайте так, чтоб снаружи оказалось не меньше 7 см трубы. У вас получится нагнетатель для краскораспылителя.
- Второй способ не потребует делать дыру в корпусе. Нужен объемный прочный пакет, изоляционная лента и еще один шланг — он будет подавать воздух. Вы помещаете прибор внутрь пакета, выводите «родной» шланг наружу и накрепко заматываете все изоляцией. Исходящий воздух заполнит пространство пакета и будет идти по второму шлангу. Способ сработает надежно, если пакет будет довольно плотным, а все возможные отверстия качественно загерметизированы.
Прибор необходимо прочистить. Для этого залейте в емкость 100–150 г растворителя и включите аппарат не менее чем на 10 минут.
Распыляя растворитель, постарайтесь отрегулировать работу сопла и давление в конструкции, чтоб ваш самодельный прибор не плевался лакокрасочными материалами, а наносил их на поверхность равномерным слоем.
Нюансы
Будьте внимательны, выбирая крепежные средства, — они должны максимально герметизировать места всех соединений частей аппарата.
Уже на «проектном» этапе и в процессе сборки возможно предусмотреть вариант использования различных горелок с соплами разной ширины. Это сделает инструмент более универсальным.
Тестирование
Свежесозданный прибор следует испытать. Проводите тесты на различных расстояниях от окрашиваемых поверхностей (оптимально — от 15 до 20 см). Наиболее эффективна проверка с минимальным диаметром сопла.
Чтоб минимизировать риски и не столкнуться с неприятными неожиданностями, возьмите для тестов водоэмульсионную краску (она достаточно легко смывается) и проводите испытание на улице. Ведь прибор создавали «на глазок», без расчетов, а потому он может внезапно выдать фокус в виде неожиданного дождя красящей жидкости вовсе не из того отверстия, из какого требуется.
Нюансы работы с краскопультом из пылесоса
Учитесь обращению с краскораспылителем постепенно. Если надо покрасить автомобиль, и проявочный, и основной слои ЛКМ наносите сначала на те участки, где недостатки будут малозаметны: дверные проемы, пороги, торцы коробов. Затем пробуйте напылять эмаль на края деталей, там, где проходят границы малярного скотча и пленки — так вы предотвратите появление потеков. Они окажутся на средствах защиты.
Если края покрасились успешно, можно перейти к основным площадям автомобиля. Старайтесь красить все части быстрыми движениями по горизонтали, следя за тем, чтоб не образовывалось потеков.
Качество конечного результата зависит от количества и тонкости слоев — чем их больше и чем они тоньше, тем лучше выглядит окрашенная поверхность. Минимальное количество слоев для презентабельного вида авто — три, включая проявочный. Не экономьте время на просушку поверхности между слоями. Проявочный лучше сушить более 30 минут, чтобы растворитель завершил активную фазу испарения.
Из-за низкого давления в самодельном краскопульте расход эмали будет значительным. После окрашивания потребуется подкорректировать вид авто с помощью полировки, особенно если вы покрывали машину лаком. Дефекты появятся неизбежно — устранить их можно мелкозернистыми абразивами и пастами.