От автора: здравствуйте, уважаемые читатели! Нередко случается так, что производительности радиатора не хватает для того, чтобы качественно прогреть комнату. При этом устанавливать дополнительное оборудование нет желания или возможности. Также бывают ситуации, когда один из сегментов отопительного прибора вдруг начинает протекать. Конечно, можно попытаться починить его, но это, скорее, временное решение.
Как правило, в обоих вышеописанных случаях нет более логичного решения, кроме как разобрать батарею отопления по секциям и либо добавить еще один сегмент для большей выработки тепла, либо заменить прохудившийся на новый. К счастью, эта процедура не так уж сложна. Конечно, придется поработать руками, зато это поможет сэкономить на приобретении нового радиатора или на оплате услуг мастера.
Способ разборки во многом зависит от того, из какого материала сделано оборудование. Самыми популярными в современных домах являются алюминиевые, биметаллические и чугунные изделия. Они обладают отменными техническими характеристиками и спокойно выдерживают гидроудары, свойственные централизованной системе отопления.
Стоит отметить, что, если речь идет именно о многоквартирном доме, и при этом ваш радиатор не оборудован отдельным запорным краном, то все работы можно производить только после окончания отопительного сезона. Конечно, если на одном из сегментов батареи произошел прорыв, то откладывать решение вопроса не получится — необходимо срочно звонить в аварийную службу и ждать, когда ее специалисты перекроют стояк и сольют теплоноситель.
Если же вам потребовалось произвести подобные работы исключительно по личной необходимости — например, для наращивания радиатора — то посреди отопительного сезона никто не будет отключать батареи у всего подъезда. Согласитесь, оставить всех соседей без отопления посреди зимы — не самая лучшая идея.
Если же вы живете в частном доме, то у вас полностью развязаны руки. Автономная отопительная система полностью подчиняется потребностям хозяев жилища, поэтому вы можете производить ее отключение в соответствии со своими потребностями. Только следите за временем — не стоит надолго оставлять трубы без нагретого теплоносителя в условиях отрицательных температур, так как это чревато промерзанием.
Впрочем, в частных домах чаще всего предусмотрены запорные вентили на каждом радиаторе. Это позволяет отключить конкретный элемент без ущерба для отопления во всех остальных помещениях. О том, как правильно сделать подобную разводку труб, вы можете прочитать в других статьях на нашем сайте. А сейчас давайте перейдем непосредственно к тому, как производятся работы с каждым из вышеперечисленных радиаторов.
Алюминиевый и биметаллический радиаторы
Строго говоря, обе эти разновидности радиаторов являются алюминиевыми. Разница лишь в том, что в биметаллическом присутствуют еще и стальные элементы, это придает большую прочность конструкции и делает ее технические характеристики более интересными.
Оба вида батарей представляют собой несколько секций, которые крепятся друг к другу с помощью ниппельных гаек. Эти элементы отличаются от обычных гаек тем, что резьба на них с двух сторон является наружной. Соответственно, с каждой стороны такого крепежа накручивается секция радиатора. Причем гайки располагаются как в верхней, так и в нижней части конструкции. То есть каждый сегмент закреплен в четырех точках.
При разборке батареи следует учитывать, что у ниппельной резьбы разное направление. С одной стороны гайки она левая, с другой правая. Как правило, на качественных изделиях на это указывает специальная маркировка. Буквой S обозначается левое направление резьбы, а буквой D — правое. Не забудьте заранее определить, где какая. Если потянете гайку не в ту сторону, то вполне вероятно, что резьба испортится, и вам придется бежать в магазин за новым соединительным элементом.
Вся работа по разборке радиатора производится с помощью ниппельного ключа. К сожалению, в магазинах вы его вряд ли найдете, поскольку этот инструмент относится к кустарным. Но не стоит отчаиваться. Во-первых, вы можете посетить какой-нибудь небольшой рынок, где продают различное старое барахло. Там, как правило, есть большой выбор подержанных инструментов, среди которых вполне может оказаться и нужный вам.
Во-вторых, можете зайти в любую мастерскую, которая специализируется на работе с сантехническим оборудованием, и слезно попросить продать или одолжить вам искомое. Обычно специалисты с сочувствием относятся к таким ситуациям и идут навстречу.
После того как найдете нужный инструмент, можно смело приступать к работе. Не забудьте предварительно перекрыть стояк и слить жидкость из отопительной системы. Если вы живете в частном доме, то сделайте это своими руками, а если во многоквартирном, то обратитесь в управляющую организацию. Далее работы производятся в определенном порядке.
- Под те места, где батарея соединяется с трубами, поставьте какие-нибудь емкости — тазики или что-то подобное. Когда будете откручивать фитинги, польется вода, поэтому нужно подстраховаться. На всякий случай, запаситесь еще и тряпкой.
- Отсоедините батарею от труб. При этом проверьте снятые фитинги. Если обнаружите растрескивания или какие-то проблемы с резьбой, то лучше сразу произвести замену на новые детали. При покупке учитывайте, что латунные фитинги нельзя использовать, поскольку при контакте с алюминием этот металл приведет к возникновению электрохимической коррозии.
- После отсоединения снимите батарею с кронштейнов, на которых она подвешена.
- Далее воспользуйтесь ниппельным ключом. Введя его внутрь радиатора, продвиньте до нужного соединительного элемента. На гайке есть отверстие — вставьте туда конец ключа. Затем поверните ее, но не сильно, всего на половину оборота, иначе радиатор перекосит. Далее сделайте то же самое с гайкой, расположенной с противоположной стороны секции. Так, переходя от верхнего элемента к нижнему, постепенно открутите их все. Это дело довольно муторное, но торопиться нельзя. Желательно воспользоваться чьей-нибудь помощью, поскольку батарею в процессе работы нужно придерживать. Делать это, одновременно возясь с откручиванием, в одиночку очень неудобно.
- После того как вы закончили разбираться с гайками, отсоедините секцию и проверьте состояние всех уплотнителей. Если они повреждены, замените на новые. В качестве материала для них желательно использовать паронит.
После того как вы отсоединили секцию и всё проверили, можно приступать к сборке. Неважно, заменяете вы поврежденный сегмент на новый или вставляете еще один или два для увеличения производительности радиатора — процесс восстановления целостности происходит с использованием все того же ниппельного ключа, но в обратном порядке.
Чугунный радиатор
Процедура разборки чугунного радиатора может проводиться двумя разными способами. Конкретный метод зависит от того, к какому поколению принадлежит ваше отопительное оборудование. С новым, естественно, особых проблем не возникает — все элементы прекрасно рассоединяются, и ничто не мешает произвести вам необходимые процедуры. А вот в случае со старой батареей вы обязательно столкнетесь с некоторыми сложностями, связанными с накипью. Но давайте разберемся подробнее.
Новая батарея
С новым радиатором все делается довольно просто. Для начала, запаситесь разводным и сантехническим радиальным ключом. Со вторым могут возникнуть такие же проблемы, как и с ниппельным. Если не найдете его в магазинах, то ваш путь тоже будет лежать на рынок или в мастерские.
Как и в случае с алюминиевыми радиаторами, первое, что делаем — это перекрываем воду в отопительной системе самостоятельно или с помощью сантехников. Далее по порядку.
- С помощью разводного ключа раскрутите элементы, соединяющие батарею и трубы.
- Снимите радиатор с крюков, на которых он висит.
- Теперь вам понадобится чья-нибудь помощь. Найдите на одной из боковых сторон чугунного изделия заглушку. Чаще всего она имеет вид шестиугольника. Открутите ее. Теперь через образовавшееся отверстие необходимо слить остатки теплоносителя. Тут-то вам и пригодится помощник, поскольку держать чугун в наклоненном положении над ванной — задача не из легких.
- Далее используем сантехнический радиальный ключ. В принципе, все делается точно так же, как и с алюминиевыми или биметаллическими радиаторами. Вводим инструмент внутрь, нащупываем нужную точку, вставляем и понемногу поворачиваем. Так поступаем поочередно с верхней и нижней гайкой, удерживающей секцию. Не забудьте при этом учитывать направление резьбы.
После этого секцию можно снять и произвести дальнейшие необходимые действия по замене или наращиванию.
Старая батарея
Сам процесс разборки оборудования производится точно так же, как и в предыдущем случае. Но вы столкнетесь с двумя дополнительными этапами. Во-первых, радиатор после отсоединения от труб необходимо тщательно промыть проточной водой. Вы удивитесь, увидев, сколько грязи собралось внутри. Особенно в том случае, если радиатор использовался в централизованной системе отопления — теплоноситель в ней обычно не отличается особой чистотой.
Во-вторых, все соединительные элементы в чугунной батарее со временем обрастают накипью и накрепко прирастают друг к другу. Поэтому, чтобы разделить их, приходится прилагать немалые усилия. Дело усугубляется еще и тем, что чугун, несмотря на всю свою внешнюю брутальность, довольно хрупкий материал. Поэтому действовать нужно решительно, но аккуратно. Для этого есть три способа:
- нагрев. Все прикипевшие места прогрейте с помощью строительного фена или паяльной лампы, а затем сразу открутите гайку. Будьте осторожны при работе, чтобы не обжечься,
- распил. Если нагрев не помог, то воспользуйтесь ножовкой по металлу. Болгарку лучше не применять все из-за той же хрупкости материала,
- раскол. Бывают совершенно безвыходные ситуации, когда нужный сегмент никак не получается отделить. И остается только взять кувалду, аккуратно произвести раскол и удалить все ненужное. Естественно, секцию вы так не сохраните, но сможете подготовить поле для последующих работ.
Чтобы еще больше проникнуться деталями предстоящей вам работы, посмотрите видео, ссылка на которое указана ниже. Успехов!