Инструкция по ремонту циркуляционного насоса для системы отопления своими руками

От автора: привет, дорогие читатели! Практически любой владелец частного дома осознает важность такого элемента отопительной системы, как циркуляционный насос. Это нехитрое устройство позволяет задать теплоносителю необходимую скорость, благодаря чему он может достигнуть даже самых отдаленных точек жилища без особых потерь тепловой энергии. Без такого подхода жидкость слишком быстро остывает по дороге к радиаторам, не донося до последних необходимое количество тепла.

Особенно опасно подобное положение дел в холодное время года, поскольку медленный текущий теплоноситель может замерзнуть, и работа всей системы будет нарушена. Вот почему зимой интернет-поисковики заполняются запросами типа «насос циркуляционный для отопления ремонт своими руками» — в случае поломки этого прибора в морозный период действовать необходимо быстро, а специализированные мастерские доступны далеко не всегда.

К счастью, отремонтировать это оборудование самостоятельно не составляет труда даже для не слишком опытных хозяев. Сегодня вы сможете получить от нас инструкцию по всем производимым работам, а также узнать, как можно не допустить большинства поломок в дальнейшем. Итак, приступим.

Элементы насоса

Для начала, давайте разберемся, из каких элементов состоит конструкция насоса:

  • корпус, имеющий цилиндрическую форму. Для его изготовления применяются различные металлы: латунь, бронза, нержавеющая сталь, чугун. Первые три отлично себя зарекомендовали для использования в любой системе водоснабжения: они не ржавеют, почти не забиваются и долго служат. Чугун же, хоть и обладает отличными характеристиками, для отопительной системы не слишком подходит, поскольку слишком чувствителен к перепадам температур — от них он может растрескаться. Учтите этот момент при приобретении насоса, тогда производить ремонтные работы можно будет гораздо реже,
  • электродвигатель с ротором. Этот элемент размещается внутри корпуса. Мощность двигателя зависит от того, какую именно модель насоса вы приобрели. Она должна соответствовать техническим требованиям системы отопления в вашем доме,
  • рабочее колесо с лопастями. Именно за счет его вращения происходит стимуляция тока теплоносителя. Колесо с лопастями расположено на роторе и сделано либо из нержавейки, либо из суперпрочных полимеров.

Стоит заметить, что роторы делятся на два типа. Первый — «сухой». Он помещен в отдельный блок конструкции, тем самым избегая контакта с теплоносителем. Такой ротор работает наиболее эффективно, если сравнивать с «мокрым» собратом. Но есть у него значительный минус — в процессе перекачивания жидкости он издает очень много шума.

По этой причине циркуляционные насосы с «сухим» ротором устанавливаются только в том случае, если отопительный котел находится в отдельном помещении, которое располагается на расстоянии от жилых комнат. В противном случае, постоянный громкий гул просто не даст спать вам и вашим домочадцам.

У «мокрого» ротора такой проблемы нет, он работает довольно тихо, поэтому его можно устанавливать в систему даже в том случае, если для размещения ее ключевых элементов не предусмотрено отдельной котельной. В соответствии с названием, данный тип устройства не «прячется» в отдельный блок, а располагается прямо в теплоносителе.

Недостатком «мокрого» ротора является более низкий коэффициент полезного действия, чем у «сухого». Соответственно, в процессе работы он потребляет большее количество электроэнергии. Но это не слишком высокая плата за возможность спокойно спать по ночам.

Напоследок давайте рассмотрим, как вообще работает циркуляционный насос. Все просто. Колесо с лопастями вращается за счет включенного электромотора. Идущая сквозь оборудование жидкость при этом раскидывается по стенкам цилиндрического корпуса, а оттуда, под воздействием центробежной силы, уходит в трубопровод через выходной патрубок.

Давление при этом резко снижается, за счет чего и поступает следующая порция теплоносителя. Таким образом, оборудование работает постоянно и непрерывно.

Процесс разборки

Зная, из чего состоит конструкция циркуляционного насоса, вы сможете разобрать ее без особых проблем. При этом необходим самый минимальный набор инструментов: крестовая отвертка и шестигранник. Также вам может пригодиться «жидкий ключ» — состав, разрушающий накипь, которая склеивает элементы конструкции при длительной непрерывной работе устройства.

После того как вы запаслись всем необходимым, сделайте первый важный шаг — отключите прибор от электропитания. Всегда помните о том, что производить какие-либо работы с электрооборудованием, находящимся под напряжением, строжайше запрещено. Это несет прямую угрозу вашей жизни, поэтому не забывайте своевременно вытащить вилку из розетки.

Второе, что необходимо сделать — это отсоединить устройство от того места, где оно установлено. Сначала перекройте ток теплоносителя с помощью запорных вентилей. Обычно они располагаются перед насосом и после него. Также перекройте краны, отвечающие за ток теплоносителя через байпас, если в вашей системе предусмотрен такой обходной путь.

Теперь раскрутите фитинги, с помощью которых циркуляционный насос подключен к системе, и снимите устройство. Приступаем к разборке.

  1. Осмотрите болты, которые удерживают на месте крышку цилиндрического корпуса. Если вы видите на них накипь, обработайте соответствующие места «жидким ключом» и подождите результата в течение времени, указанного на упаковке средства. Затем открутите болты. Не стоит игнорировать применение «жидкого ключа» и пытаться решить вопрос исключительно с помощью физической силы. Так вы можете сильно повредить элементы конструкции, исключив возможность их последующего восстановления.
  2. Снимите крышку и загляните внутрь устройства. Там расположен ротор, зафиксированный с помощью болтов или специальных крепежей. Все фиксаторы также выкрутите, при необходимости используя «жидкий ключ», а затем вытащите ротор.
  3. Далее произведите визуальный осмотр самого ротора и тех элементов, что скрывались под ним в корпусе. Если их поверхности не обладают видимыми дефектами — трещинами, сколами и т. д., ниже выясним подробнее, что могло послужить причиной поломки. Если же вы все же обнаружили какую-то явную неполадку, то сломанную деталь необходимо заменить на новую.

Во время разборки насоса желательно иметь под рукой фотоаппарат или телефон с фотокамерой, особенно в том случае, если это ваш первый опыт с циркуляционным оборудованием. В процессе работы ведите пошаговую съемку, тогда потом, когда будете заново собирать устройство, вы сможете ориентироваться на сделанные фотографии и вернуть все элементы на их законные места.

Причины и устранение неполадок

Теперь давайте разберем, какие неполадки могут возникать при эксплуатации циркуляционного насоса. Наиболее явную мы уже рассматривали — если треснула какая-то из деталей, то необходимо заменить либо ее, либо все устройство целиком. Но бывают неисправности, не требующие столь радикальных действий:

  • насос включается, но ротор не работает. Если главный элемент циркуляционного оборудования отказывается вращаться, то самой очевидной причиной являются неполадки с поставкой электропитания. Например, если в сети часто происходят скачки напряжения, то предохранитель в насосе начинает плавиться, тем самым размыкая электрическую цепь. Решение проблемы в данном случае состоит из двух действий. Во-первых, наладьте работу сети. Во-вторых, замените предохранитель на новый. Если же с ним изначально все в порядке, то тщательно осмотрите остальные элементы, отвечающие за получение электропитания устройством. При обнаружении повреждений провода или выключателя их также следует заменить. Использовать в сломанном виде их категорически нельзя, так как это может привести и к полной поломке оборудования, и к получению вреда для здоровья хозяев. Еще один момент, который следует проверить — это то, в каком состоянии находится обмотка электромотора. Здесь важен показатель сопротивления, который измеряется с помощью мультиметра. У некоторых моделей ротора он должен составлять от 10 до 15 Ом, у других — от 35 до 40 Ом. Это зависит от конкретного оборудования. Сопротивление, присущее нормально работающей обмотке обычно указано в технической документации, прилагаемой к устройству. Если же мультиметр при проверке выдает бесконечность или что-то около нуля, то это значит, что обмотка вышла из строя, и этот элемент придется менять,
  • насос перегревается. В норме температуры этого устройства и трубы должны совпадать. Если вы обнаружили, что насос значительно горячее необходимого, то тому может быть несколько причин. Первая из них — неправильно выполненный монтаж. В этом случае вы будете наблюдать перегрев сразу же, как только установили новый насос. Исправить это можно единственным образом — заново все разобрать и собрать так, как надо. Второй причиной может быть засорение устройства. Чаще всего это свойственно отопительным системам, в обустройстве которых используются элементы, подверженные коррозийным процессам — например, трубы из стали низкого качества. Частицы ржавчины, образующейся на внутренних стенках, иногда отваливаются, и теплоноситель несет их туда, куда идет сам — в том числе, и в циркуляционный насос. Если последний забивается, то ему приходится применять больше усилий, чтобы обеспечить нормальный ток жидкости, отсюда и возникает перегрев. Проблема решается прочисткой фильтра, установленного внутри устройства, а также всех элементов оборудования, куда забилась грязь. Третья возможная причина перегрева — недостаточное количество или полное отсутствие смазки на подшипниках. Это приводит к ухудшению их работы и к истиранию элементов. Решение проблемы очевидно — нужно смазать детали заново. И четвертая причина перегрева, о которой стоит упомянуть — это слишком малое напряжение в электросети. Для того чтобы насос нормально работал, ему необходимо 220 В. Если вы обнаружили, что в вашей сети напряжение меньше, то с циркуляционным оборудованием разбираться бесполезно — корректируйте поставку электропитания,
  • теплоноситель циркулирует с недостаточным напором. Это тоже говорит о каких-то неполадках в работе оборудования. Как и в случае с перегревом, важную роль здесь может играть засорение элементов конструкции. Метод исправления все тот же — прочистка. Также, если в вашей сети напряжение не 220 В, а 380 В, обязательно проверьте правильность подключения насоса. Часто бывает так, что электропровод подсоединен не к той фазе, отсюда и проблемы с мощностью оборудования.

Все эти причины являются наиболее распространенными. И практически все подобные неполадки можно спокойно предотвратить. Для этого необходимо производить регулярный профилактический осмотр циркуляционного насоса. В ходе процедуры осматривайте целостность как элементов самого прибора, так и мест его соединения с отопительной системой.

Также не забывайте осматривать фильтр. При обнаружении загрязнений его необходимо сразу же прочищать, не дожидаясь момента, когда насос начнет сигнализировать повышением температуры о возникших проблемах.

Кстати, вы можете значительно облегчить себе жизнь, если изначально приобретете оборудование с датчиками перегрева и сухого хода. Они будут отслеживать состояние дел и при возникновении проблем сразу же отключать насос, сигнализируя вам тем самым о неполадках. Такой подход поможет избежать серьезных ремонтных работ, ведь чем раньше обнаружена неисправность, тем меньше ущерба будет нанесено оборудованию.

Уверены, что теперь вы легко справитесь и с разборкой, и с ремонтом циркуляционного насоса. Для закрепления информации посмотрите еще и видео, ссылка на которое расположена ниже. Успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПечиСтрой.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: