Уникальные методы состаривания вагонки своими руками

Применение экологически чистых отделочных материалов становится буквально трендом последних лет. Делая выбор в пользу натуральной древесины, можно быть уверенным, что она не выделяет вредных веществ и не портит здоровье близких.

Брашированная вагонка — одна из разновидностей стеновых панелей из дерева с уникальными техническими характеристиками и высокими эстетическими качествами.

Что такое брашированная вагонка

Это доска для внутренних работ и отделки фасадов домов, зданий, сооружений. Брашированная вагонка выполняет те же функции, что и обычная, и отличается от последней только внешним видом. Кроме стандартного названия, ее часто называют механически состаренной, фактурной или текстурированной.

Брашированная вагонка из лиственницы штиль

В переводе с английского «браш» — это щетка. Чтобы получить брашированную древесину, доску просушивают в термических модулях, а затем специальными металлическими щетками удаляют с его поверхности мягкие волокна, оставляя нетронутыми твердые. В итоге доска обретает неповторимый рисунок и становится более прочной, износостойкой, ведь первыми стареть начинают именно мягкие древесные ткани.

Отделка домов таким материалом имеет роскошный вид, придает жилью аристократизм и респектабельность.

Особенности брашированной вагонки

Выбор типа вагонки зависит от потребности пользователя, конкретных условий эксплуатации и финансовых возможностей.

Виды и размеры

Брашированная вагонка имеет разные фактуры, цвета, рисунки и различается размерами, наличием или отсутствием фаски. По типу соединений материал можно классифицировать на:

  • софтлайн,
  • ландхаус,
  • евровагонку,
  • штиль,
  • блокхаус,
  • американку,
  • двухстороннюю вагонку.

В зависимости от типа и качества древесины материал подразделяют на четыре класса:

  1. «Экстра». Это — бессучковая вагонка премиум-качества с безупречно гладкой поверхностью. Наличие даже мелких трещинок, непростроганных мест, пороков развития древесины исключается.
  2. Класс А. Материал высокого качества, не включающий сердцевины. На поверхности встречаются сучки не чаще, чем один на 1,5 метра длины доски. Допускается присутствие небольших кармашков, торцевых трещин (до 2 штук). Для вагонки из хвойных пород разрешена засмоленность не более 10%.
  3. Класс В. На досках может находиться до 4 сучков на каждые 1,5 метра длины, 2-3 трещинки или смоляных кармана. Не возбраняется формирование незначительных щелей в процессе переработки древесины, могут иметься места, пораженные насекомыми (не больше 5%).
  4. Класс С. Ограничения по параметрам практически отсутствуют, допустимыми являются отверстия от сучков, трещины, смоляные кармашки, участки несоответствия общей окраске, не должно быть только явной гнили.

Брашированная доска разных оттенков

Еще один важный параметр вагонки — ее размер (длина, толщина, ширина). Материал выпускается в разных вариантах по ширине, при этом длина досок имеет шаг в 10 см. Оптимальной толщиной вагонки для внутренней отделки является 12,5 мм, для наружных работ — 15-20 мм.

Толстые ламели могут легко выдерживать и собственный вес, и массу утеплительных материалов. Чем шире материал, тем выше вероятность его деформации при перепадах температуры, влажности. Узкие доски обладают лучшей сопротивляемостью физическим и механическим нагрузкам.

Брашированная вагонка бывает цельной или сращенной, когда в одну доску соединяют куски древесины размером 15-75 см. Стыковку делают на специальный микрошип, дополнительно промазывают клеем и фиксируют под давлением. Сращенные ламели всегда довольно толстые (от 15 мм), поэтому более дорогие и тяжелые. При покупке важно узнать, какой тип клея был использован: токсичные вещества строго запрещены для применения во внутренней отделке.

Из чего изготавливается материал

Для браширования годятся многие сорта древесины. Важно, чтобы материал был красивым по текстуре, а его поверхность — податливой к обработке. Лучше всего для браширования подходит вагонка из хвойных пород, которая содержит оптимальное количество эфирных масел и смол, препятствующих впитыванию влаги, загниванию. Таким материалом можно будет отделывать фасады, бани, парилки, а срок его эксплуатации очень высок (несколько десятилетий).

Брашированная доска лиственница

Чаще для брашированной вагонки используют такие породы дерева:

  • ель — применяется для создания круглой доски, отлично подходит для внутренней отделки,
  • сосна — является самым недорогим вариантом, но имеет низкую плотность, поэтому царапается,
  • лиственница — может похвастаться красивой фактурой, идеальна для изготовления брашированной доски, но реализуется по высокой цене,
  • кедр — обладает высокими теплоизолирующими свойствами, годится для наружных и внутренних работ.

Лиственные породы хуже подходят для браширования, так как не имеют столь явного рисунка на срезе, обладают меньшей прочностью и более дороги в производстве. Для изготовления вагонки можно применять липу, ольху, дуб.

Область применения вагонки

Оригинально обработанная вагонка станет настоящим украшением интерьера, придаст ему благородный вид. Материал подходит для стилей кантри, ретро, винтаж, классика, прованс и ряда других стилевых направлений.

Брашированная вагонка в интерьере

Чаще брашированную доску используют для отделки кабинетов, столовых и кухонь, террас, балконов, гостиных. Ее крепят на стены, пол, потолок, выполняют балки и перекрытия. Кроме того, вагонка отлично подходит для облицовки бань, саун, фасадов, любых помещений, которым требуется дополнительная защита от влаги и холода.

Преимущества брашированной вагонки

Популярность брашированной доски основывается на множестве достоинств, которыми отличается этот материал:

  • долговечность, высокая износостойкость,
  • возможность применения в местах с повышенной влажностью,
  • пригодность для наружных и внутренних работ, для отделки детских комнат,
  • безвредность, экологичность,
  • разнообразный окрас, приятный внешний вид и текстура,
  • высокие теплоизолирующие свойства.

Брашированная вагонка в интерьере спальни

Брашированная вагонка своими руками

При желании можно произвести браширование готовой доски в домашних условиях. Это позволит сократить расходы на покупку состаренного материала, который в строительных магазинах всегда имеет более высокую цену.

Механическое браширование

Для работы следует подобрать доски с нужным рисунком. Проще всего будет брашировать еловую или сосновую вагонку, а кедр и лиственница из-за высокой плотности довольно сложны для ручной обработки. Также нужно приобрести щетку с металлическими волосками, которая сможет убрать мягкие волокна и оставить достаточно глубокие бороздки. При большом объеме работ лучше купить шлифовальную машинку с соответствующей насадкой-щеткой или дрель со специальным абразивным шаром.

Механическое браширование вагонки

Также потребуются:

  • наждачная бумага,
  • пропитка для защиты древесины,
  • малярная кисточка,
  • тряпка.

После обметания пыли с вагонки надо уложить доски на верстак или обычный стол и закрепить так, чтобы они были неподвижными. Щеткой обрабатывают ламели, равномерно нажимая на них и выполняя бороздки глубиной 2-3 мм. Торцы прорабатывают более тщательно.

Для получения широких и глубоких полос применяют болгарку с диском по камню. Затем вновь смахивают опилки и делают шлифование дерева наждачной бумагой для выравнивания и удаления мелких волокон. Далее производят шлифовку нейлоновой щеткой, причем ручная обработка дает более эффектный результат.

В окончание работы покрывают вагонку лессирующей пропиткой, которая придает декоративности и защищает материал от влияния негативных факторов. Чтобы сделать текстуру яркой и привлекательной, надо нанести на материал прозрачный влагостойкий лак или морилку на восковой основе. Если требуется обеспечить более интересный оттенок, на вагонку наносят масло для пропитки с растворенным в нем колером.

Покрытие вагонки лессирующей пропиткой

Техника с огнем

Менее трудоемким методом состаривания считается обжиг дерева. Он является своеобразной разновидностью браширования и предполагает применение газовой горелки или паяльной лампы. Минусы методики — опасность выполнения и скудность готовой вагонки по цветовой гамме.

Первый способ браширования

Из материалов и приспособлений понадобятся:

  • доска,
  • воск,
  • ветошь,
  • наждачка с мелким зерном,
  • газовая горелка,
  • баллон с газом.

Работу проводят на улице или в просторном подсобном помещении. Пламенем горелки водят вдоль волокон, создавая тот рисунок, который требуется. После шлифуют доски, покрывают их слоем воска и полируют ветошью.

Браширование древесины огнем

Второй способ браширования

Данная технология потребует наличия шлифовальной машинки с насадкой-щеткой для браширования, а также паяльной лампы. Огнем прожигают древесину на глубину 1-2 мм, чтобы поверхность стала практически черной. Потом снимают верхний слой машинкой, добиваясь желаемого рисунка линий, шлифуют основу наждачкой и тонируют, лакируют.

Техника обработки вагонки маслом

Маслом покрывают брашированную доску для усиления контрастности рисунка. Выбирают специальные защитные синтетические масла для наружных работ. Порядок действий будет таким:

  • открывают банку с маслом, хорошо перемешивают жидкость узким шпателем (взбалтывание исключают, поскольку в масле появится много пузырей),
  • делают сухие мазки по древесине, взяв на кисточку минимальное количество масла,
  • растирают жидкость по поверхности, добиваясь полного впитывания,
  • сушат вагонку в течение 5 часов,
  • шлифуют материал наждачкой №150,
  • обеспыливают основание чистой малярной кистью,
  • покрывают вагонку защитным составом.

Техника обработки вагонки маслом

Техника получения эффекта «старая краска»

Для выполнения данной методики нужно купить черное масло марки «Лобасол», а также любое цветное масло (можно использовать OSMO 2708). Также потребуются:

  • малярная кисть,
  • ветошь,
  • резиновый шпатель.

Черное масло наносят на вагонку при помощи шпателя толстым слоем, через 15 минут излишки убирают тряпкой без ворса. Аналогичной тряпкой полируют основание. Через сутки наносят цветное масло вторым слоем. Спустя 10 минут с нажимом проводят по дереву резиновым шпателем, убирая невпитавшиеся остатки. Еще через сутки вагонка будет готовой к нанесению защитного биосостава.

Состаривание краски на дереве

Обшивка фасада брашированной вагонкой

Для отделки фасада придется запастись временем и терпением — этот процесс небыстрый. Вначале надо убедиться, что все кирпичи, элементы окон и дверей держатся крепко. Фиксировать вагонку можно на гвозди, саморезы, скобы, кляймеры, при этом конкретный способ крепления надо выбрать заранее, чтобы подготовить инструмент:

  • для саморезов — дрель, шуруповерт,
  • для гвоздей — специальный гвоздезабивной пневмопистолет,
  • для скоб — строительный степлер,
  • для кляймеров — молоток или отвертку, дрель, шуруповерт, дополнительно — гвозди или саморезы.

Дом обшитый деревянной вагонкой снаружи

Также для выпиливания панелей понадобятся электролобзик, рулетка, угольник, карандаш, брусок для подбивки вагонки, уровень. Ламели можно присоединять вертикально, горизонтально, по диагонали, либо совмещать эти методики. Порядок работы будет таким:

  • прикрепить пароизоляционную пленку скобами так, чтобы ее части заходили друг на друга на 10 см,
  • открытые кромки пленки проклеить двухсторонним скотчем,
  • сделать обрешетку из реек 20*40 мм с шагом 40-50 см, закрепить ее саморезами и дюбелями,
  • при наличии неровностей на стенах подложить куски фанеры,
  • проложить плиты минеральной ваты, пенопласта, закрепив дюбель-гвоздями, а сверху — еще одним слоем пароизоляции,
  • сделать разметку, затем зафиксировать вагонку, действуя в направлении снизу вверх.

Ошибки при монтаже вагонки

Чаще всего неопытные мастера не оставляют зазоров при укладке вагонки. Поскольку температура и влажность окружающей среды — переменные показатели, размер ламелей будет регулярно изменяться, поэтому при отсутствии щелей в 1-2 мм вагонка может покоробиться.

Еще одна «популярная» ошибка — игнорирование влаго- и биозащиты брашированной вагонки. В этом случае отдельные панели придется периодически менять, поскольку без антисептика они могут загнивать. Порой новички торопятся с монтажом материала и забывают проверять положение ламелей уровнем, в результате часть элементов оказываются перекошенными.

Чтобы избежать проблем, нужно производить укладку строго в соответствии с технологией и применять только высококачественную вагонку, и тогда фасад прослужит много лет!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПечиСтрой.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: